CMS и веб-дизайнер

Управление содержимым – это следующий шаг в разделении структуры и дизайна. То, что началось с CSS (каскадные таблицы стилей) и было продолжено XML, теперь отодвигается на второй план средой CM (управление содержимым), в которую уже вложены миллионы долларов в прошлом году и ожидается, что в течение следующих лет будет вложено еще больше.

Системы управления сайтом бывают различными: могут быть большими или маленькими, простыми или очень сложными. Они лежат в промежутке от очень дорогих (почти 300 тыс. долларов для корпоративной версии таких систем, как Vignette или Interwoven, или 43 тысячи долларов за серверную версию Microsoft CMS) до практически бесплатных (менее 1000 долларов за Manila и совершенно бесплатная Zope).

Как работает CMS

Но это только технологическая сторона CMS (система управления содержимым). Другой ее стороной является то, как она направляет результаты вашей работы. Конечно, это очень хорошо, когда дизайн отделен от содержимого, но система управления должна рационализировать то, как ваш дизайн будет принят на сервере.

Последовательность действий системы управления.

Создайте дизайн любым инструментом или в любой среде, как вам более привычно. Как только он протестирован и готов, вы передаете его своему менеджеру или редактору или боссу, любому, кто занимается одобрением результатов вашей работы. Если он принимается, то он посылается на сервер. Если нет, то вы получаете замечания по недостаткам, и ваш проект возвращается к вам, все это внутри системы управления, то есть, без использования электронной почты, без голосовой почты, распечаток вашей работы и расписывания на распечатках всех замечаний и недостатков. Такой же процесс происходит и на стадии разработки содержимого. Конечным результатом является то, что хотя это и облегчает работу над дизайном и контентом, строгий контроль над тем, что попадет на работающий сервер, сохраняется.

Система управления по многим причинам и в стольких же формах представляет собой огромный сдвиг в веб-дизайне. И, как разработчику, вам необходимо найти свое место в новом мире CMS.

Дальнейшая специализация

При использовании 1С-Битрикс «Управление сайтом», разработчику придется специализироваться. Сколько веб-разработчиков подрабатывает помимо своей основной работы технической поддержкой, преподавателями и редакторами веб-страниц для других людей? Почему многие используют 1С-Битрикс? Потому, что специалисты по контенту добавляют содержимое на сайт посредством программ WYSIWYG, с которыми они мало знакомы. Поэтому разработчикам в данных условиях приходится становиться специалистами по контенту, внутренней поддержкой этой части рабочего процесса и оценивать результат. Для организации - это потеря денег. Разработчики должны заниматься только разработкой, т.е. тем, в чем они хороши.

В случае с CMS, специалисты по контенту добавляют содержимое несколько другим способом. Не через сложные программы, такие как FrontPage или GoLive, а посредством упрощенного интерфейса, в котором отсутствуют все инструменты разработчиков, которые не нужны контент-менеджерам. (Зачастую, интерфейс управления содержимым основан на браузере и для освоения так же прост как интерфейс программы Notepad по сравнению с интерфейсом Microsoft Ofiice Word.)

Контент-менеджеры, могут создать страницу, добавить метаданные на страницу для каталогизации (обычно через xml) или редактировать существующие страницы. Теперь, они не сбиваются с толку, например, ошибками таблиц в Netscape 4.7, или вопросами, такими как правильно ли расставлены html теги.
Когда конечный пользователь запрашивает страницу, сервер берет контент, добавляет его в ваш шаблон и размещает его в сеть. Большинство систем управления содержимым позволяют разрабатывать различные шаблоны под различные браузеры и выдавать соответствующие шаблоны, основываясь на данных HTTP User Agent. Некоторые системы позволяют даже делать версии для нескольких языков.